Несмотря на стратегическое положение, город обладает огромным потенциалом в контексте трансконтинентального евразийского транзита т.к. через него проходит весь грузовой трафик, который направляется по суше с Дальнего Востока в европейскую часть РФ, складами он не обеспечен. Дефицит тормозит потенциал города как ключевого логистического узла для транзита грузов из Дальнего Востока и Китая.

Текущая ситуация на рынке


Общий объем качественных складских площадей в Иркутске представлен 107 000 кв.м (учитывались объекты более 1000 кв.м). Класс B составляет долю в 87% от всех площадей, в основном это реконструированные старые здания. Вакансия площадей минимальна и ограничивается небольшими блоками до 2 000 кв.м. Технические характеристики складов разнятся: высота потолков может составлять от 4 до 11 метров (при запрашиваемой в классических высококлассных объектах А-класса 12 метров, а в В-классе от 6 метров), где-то есть кросс-док, а где-то очень низкая доковооруженность, нагрузка на пол около 3 тонн на кв.м. Ставки аренды колеблются от 3 600 до 10 800 рублей за кв.м в год, средняя ставка составляет 7 564 рубля, что несколько ниже, чем в соседних регионах. К классу A можно отнести всего два объекта, где базовая ставка аренды начинается от 10 000 руб/кв.м/год.


фото: В Иркутске нет складских площадей


Оценка дефицита и спроса


Как отмечают эксперты IBC Global, дефицит складских площадей оценивается как минимум в 250 000 кв.м, только для удовлетворения спроса федеральных сетей. Локальный спрос оценивается дополнительно в 50 000 кв.м.


Факторы, сдерживающие развитие


Существует ряд факторов, препятствующих развитию рынка складских площадей в Иркутске:


  1. нехватка доступных земельных участков: участки, пригодные для строительства, находятся далеко от города,
  2. сложности с подключением к электросетям: получение лимитов и подключение к электросетям является сложной задачей,
  3. высокая стоимость земли и земляных работ: высокая стоимость земли и необходимость проведения масштабных земляных работ увеличивают стоимость проектов.


Компания Wildberries столкнулась с этими проблемами, и не смогла начать реализацию проекта. На данный момент, Metro является единственной сетью, владеющей качественной складской недвижимостью в Иркутске.


Прогнозы и перспективы


Несмотря на существующие трудности, ожидается увеличение количества проектов складских хабов реализуемых по формату BTS в ближайшие 2 года. Также прогнозируется рост интереса к формату Light Industrial (небольшие складские объекты под производство, склады, шоу румы и т.д. разбитые на небольшие блоки размером от 300 кв м ) в ближайшие 3-5 лет. На рынке Иркутска пока отсутствуют проекты такого формата, однако существует несколько перспективных площадок и промышленных локаций, где располагаются местные производители, но пока это старый фонд с небольшой реконструкцией.


Комментариев пока нет.

Прочтите также: